Подарок Богу

Пищи употреблять должно каждый день столько, чтобы тело, укрепясь, было другом и помощником душе в совершении добродетели, иначе может быть то, что при изнеможении тела и душа ослабеет.

Св. прп. Серафим Саровский

К великому празднику Рождества Господа нашего Иисуса Христа христиане подготавливают себя многодневным постом.

Из слов святого преподобного Серафима Саровского, данных выше в эпиграфе, мы видим, что на протяжении нашей жизни надо приучить себя к умеренности. Это сейчас все чаще нам рекомендует не только Церковь, но и медицина.

Для чего же мы в преддверии великого праздника берем на себя дополнительный подвиг воздержания?

Из истории христианства видно, что вопрос, как и кому поститься стоял всегда. Имеется большое количество литературы, а в нынешнее время и огромный спектр видео, аудио и интернет-источников.

На основании этого и своего многолетнего опыта попробую дать совет читателю.

Уже давно в ходу мудрое выражение, которое тоже приписывают святому Серафиму, но я склоняюсь к той мысли, что и сам батюшка почерпнул это поучение из древних источников, так как был большим охотником до чтения святых отцов. Слова эти звучат так: «Вы постом хоть мясо ешьте, только друг друга не ешьте». Очень злободневно и по-современному выразился святой, живший на рубеже ХVIII-ХIX веков. Но давайте подумаем, почему эта мудрость  так популярна сейчас? Не потому ли, что мы как дети ищем лазейки для того, чтобы и дальше оправдывать свою не способность к воздержанию? Поэтому, я думаю, нам это правило, как и слова из эпиграфа нужно взять себе для руководства на каждый день.

Ну, а теперь надо понять, для чего я пощусь? Ведь нас никто не может заставить это делать. Пост дело добровольное. К делам веры нас никто не принуждает.  Христианство – это религия радости, а не принуждения. И это видно из Священного Писания. Господь сказал своим ученикам: «Радуйтесь!» Впоследствии и апостол Павел, и другие мудрые отцы Христовой Церкви говорили о радости в жизни христианина. И даже не пропоститесь вы ни дня, но имейте хотя бы к этому только намерение — это уже похвально. У многих святых отцов высказывается мысль о том, что, если человек, пребывая в грехах, не может от них освободиться, но имеет к этому желание, то это намерение Господа радует. Он сочувствует грешнику и будет всегда к нему милостив. Это очень хорошо видно в «Огласительном слове святителя Иоанна Златоуста» где сказано, что Бог «и намерения приветствует».

И напротив, нельзя оправдать того, кто считает, что грех — это естественна норма.

Выражаясь современным языком, для христианина вся его жизнь — это движение к Абсолюту, которым для нас является Христос. Для достижения этой огромной стратегической цели мы ставим перед собой ряд небольших тактических. Пост — это один из способов достижения этой цели.

Пост заповедан нам самим Христом, в Евангелии мы видим, что Он, являясь безгрешным Богочеловеком, постился часто, подолгу и иногда до изнеможения. Так смирял свою плоть безгрешный Бог, а что же тогда нам грешным говорить. Из чего древние христиане определили пост как одну из основных добродетелей.

Надо помнить, что время поста это не только пора нашего телесного воздержания в еде Мы должны быть особо внимательны и к своим поступкам. В «Постной триоди» говорится: «Постясь телесно, постимся и духовно». Это самая главная цель поста.

Нынешний известный проповедник протоиерей Андрей Ткачев сказал, что Православная Церковь на время поста уподобляется монастырю, где миряне начинают проживать определенный момент своей жизни как монахи. Известно, что у монашествующих очень строгий образ жизни, они не только не вступают в брак, но никогда не вкушают мяса животных и имеют большое молитвенное правило на каждый день. Таким образом, во время поста простые люди стремятся прожить ради Христа жизнь похожую, как у иноков. А мы знаем, что монашеский чин служения еще сравнивают с ангельским. Вот так мы, беря на себя этот подвиг, уподобляемся ангелам. Хороший пример для подражания!

Но, начиная свои труды в этом направлении, мы должны вооружиться опытом прошлых поколений. Первое, надо иметь в доме такой православный календарь, из которого вы могли бы знать даты постов и иметь информацию о тех продуктах, которые рекомендовано вкушать в эти дни. Тут поставлю акцент на слове рекомендовано, так как у каждого человека свои физические возможности и здоровье, а еще свой уклад жизни, связанный с работой или службой и обязательствами перед другими людьми. Еще немаловажно оценить свои финансовые  возможности и рассчитать свой бюджет, или даже сделать заранее запасы необходимых продуктов. Исходя из всего этого, человек должен спланировать свой порядок жизни и рацион питания.

Самым ценным в этом деле может быть совет опытного или, как еще говорят, практикующего человека. Слава Богу, сейчас всегда рядом найдется благочестивый человек, не первый год, преодолевающий трудности поста, которые, несомненно, имеют место в жизни любого христианина. Частенько над такими людьми посмеиваются, считая, что изнурять себя постом в наше время ненужное дело. Может и вы когда-то были в числе этих злопыхателей, вот и вам пришло время перенять этот опыт у этого исповедника. Да, исповедника, так как пост, это исповедание твоей веры.

Очень важно сразу усвоить, что пост это не диета, а именно подвиг духовный. Хотя во всем этом есть польза и для тела, если человек делает все разумно, имея правильных руководителей и советчиков.

Замечательно иметь общение с приходским священником, которому вы в течение поста, должны несколько раз прийти на исповедь, где будете очищать свою душу в таинствах Покаяния и причащении Святых Даров Тела и Крови Христовых.

Об этом надо сказать особо, так как пост — это сверхъестественное Богооткровение нам. Человек не мог до этого додуматься сам. Организму для его физических нужд это не нужно. Но верующие понимают, что человек — это не представитель животного мира, а существо духовное, поэтому должен проводить не только профилактику своей физиологии, которая портится и стареет. Поэтому важно стремиться к здоровью духовному, которое не подвластно времени, а наоборот только будет укрепляться, стремясь к Абсолюту. Через церковные таинства человек получает помощь Божию.

Каждый верующий имеет опыт духовного становления и знает, что многое в жизни не только зависит от его личной воли и физических способностей. Точно понимает, что случайности не случайны и прекрасно осознает, что благим намереньям каждого противостоят полчища падших ангелов. И мы знаем, что только воля Божия хранит нас, но Господь хочет, чтобы мы тоже прилагали усилия для своего спасения.  Первым средством в этой борьбе Он назвал молитву и пост (Мф. 17:21).

Общение со священником важно еще и потому, что за время поста, особенно во время подготовки к таинствам, можно не успеть вычитать достаточное количество молитв или нарушить пост в пище, поэтому именно священник облечен властью от лица Церкви утешить человека в его деле, приободрить и разрешить приступить к таинству Причастия.

На сколько часто можно причащаться, это тоже православные решают со своим духовником. Некоторые приступают к этому таинству в течение поста каждую неделю и в праздники. Это оправдано тем, что человек несет сугубый каждодневный духовный подвиг в этот период.

Часто бывает, что человек почувствовал недомогание и из своего опыта знает, что может без таблеток, вкушением какого-то скоромного (не постного) продукта поправить свое состояние и прибегает к этому. Вопрос, а как поститься дальше и имеет ли смысл продолжать пост дальше? На что можно ответить утвердительно: пост надо продолжать, но более чутко следить за своим здоровьем.

За свою двадцатипятилетнюю практику священника могу рассказать много случаев, когда люди, имеющие тяжёлые недуги, с радостью постятся и им очень интересен сам процесс. Я бы сравнил это с теми же качествами, которыми обладают люди, занимающиеся наукой или спортом. Где человек получает радость от преодоления трудностей. Многих своих прихожан знаю давно, мне известны их проблемы телесные и не только, а они в свою очередь просят меня благословить определенный план их действий на период поста. Оговариваем послабления, например, часто дается разрешение на молочные продукты. Есть такие заболевания, когда человек должен вкушать мясо, тут зачастую человек ограничивает себя в количестве пищи. Но жизнь всегда вносит свои коррективы, поэтому я просто прошу своих прихожан быть смелее в своих поступках. Если есть желание и силы усилить пост, а чувствуешь необходимость — ослабь, но пост держи. Опыт Церкви в лице его служителей не заменим, как и молитвенная помощь товарищей по вере.

Важно следить за своим настроением. Пост может обострить определенные чувства и недуги, нужно понимать, что это твой подвиг, это личный пример благочестия и тут каждый постящийся выступает в качестве христианского миссионера. Важно не оттолкнуть людей от стремления к духовности.

Не возгордись и не позволяй себе превозноситься перед непостящимися — об этом не раз нас  предупреждает Священное Писание.

Стоит и упомянуть, что дни поста это время для посильного миссионерства, когда мы стремимся облегчить жизнь окружающим. Хорошо бы поучаствовать в делах благотворительности. Сейчас во многих общественных местах просят оказать помощь в приготовлении рождественских подарков и в прочих благотворительных мероприятий. В древности христиане делились сэкономленными за время поста продуктами с нуждающимися, посещая больных, немощных, приюты и места заключения.

Тут хочется опять сказать словами батюшки Серафима: «Истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему: Блажени алчущие… яко тии насытятся (Мф.5,6)».

Тут надо вспомнить и о «братьях наших меньших», которым особенно не легко переносить зиму.

Начинайте свой посильный пост и не бойтесь ошибок, которые неизбежны. Вы же знаете, что не делает ошибок тот, кто ничего не делает.

Надо помнить, что в крещении мы все рождаемся как воины Христа, не зря в Православии Церковь делится на Торжествующую (Небеса с сонмом ангелов и святых) и Воинствующую (мы, живущие и ведущие духовную брань с Врагом рода человеческого). Поэтому важно помнить военную мудрость, которая говорит о том, что не страшно проиграть бой, а главное победить в войне, в данном случае духовной.

В общем, как сказала мне однажды моя знакомая монахиня: «Начинай — и Бог поможет».

Я сравнил бы пост с подарком, который мы стараемся сделать Тому, Кто нас изначально одарил стольким, что нам трудно это осознать. Тому, Которого мы называем Творцом, Вседержителем и Отцом.

Многие из нас, по традиции, в эти дни получат праздничные подарки. Мы их ждем и надеемся, что они нас порадуют. Так и Бог ждет и надеется на нас. Не только мы веруем в Него, Он в нас верит. Господь — премудрый педагог, и все что мы делаем по его заповедям, не всегда понятно нам. Тут мы уподобляемся ученикам, которые выполняют волю учителя, доверяя ему. И Господь ждет от нас этот подарок, но не как ребенок, а как заботливый родитель. Давайте же постараемся.

Протоиерей Олег Абрамович

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.