Деревня Солтановщина Несвижского района Минской области находится в 10 километрах от города Несвижа и в 155 километрах от города Минска.1
По местному преданию деревня получила свое название от фамилии местного помещика Солтана, который был арендным владельцем земель Несвижских князей Радзивиллов и основал в этой местности фольварок, который был назван по его фамилии – Солтановщина.2
Когда именно учрежден Солтановщинский приход и построена в этой местности первая церковь – достоверно неизвестно. Местное предание свидетельствует, что данный приход был образован, и в нем существовала церковь с незапамятных времен. Из визитной описи церковного имущества, составленной в 1696 году, было видно, что в то время в Солтановщине существовали 2 деревянные очень ветхие, одна за другой разрушившиеся церкви. Следы этих церквей можно было еще видеть в конце XIX столетия. Но в какое именно время эти церкви были построены, об этом не сохранилось никаких письменных свидетельств.3
Настоящая однопрестольная Свято-Троицкая церковь, расположенная в деревне Солтановщина, построена в 1826 году, трудами бывшего здесь униатского священника Александра Коленды, на собраные им добровольные пожертвования жителей окрестных сел на сумму 8000 польских злотых.4
Существует описание данного храма за 1879 год: «Зданием церковь сия каменная, сложена на половину из кирпича и булыжника, имеет вид продолговатого прямоугольника, покрыта гонтом, без купола, снаружи выбелена мелом, кровля на ней окрашена. Фасад и здание сей церкви, не имея надлежащей законченности и приличной храму благовидности, более похожа на жилой дом, нежели чем на церковь… Вообще здание церкви в стенах крепко, покрыты полы, потолки и окна совершенно ветхи и нуждаются в капитальном ремонте с постановкой по крайней мере одного купола, необходимого для надлежащей благовидности храма… Иконостас дощатый, неблаговидный. Церковь вокруг обнесена каменной оградой из булыжника, и возле оной устроена в 1870 году деревянная на каменном фундаменте, трехъярусная колокольня, на коей завешено 3 колокола весом: в 4 пуда и 9 фунтов, 2,5 пуда, 1 фуд и 13 фунтов».5
К Солтановщинской церкви принадлежала кладбищенская каменная церковь в деревне Куковичи (Копыльский район) во имя Воздвижения Креста Господня. Она была построена в 1806 году на средства прихожан. Так же была еще одна приписная церковь в деревне Кудиновичи (Копыльский район). Она была построена прихожанами в 1870 году и освящена во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя.6
Строительство церкви в данной местности связано с видением жительницы деревни Кудиновичи Пресвятой Богородицы, и появления после этого видения на месте будущего храма двух камней. Эти камни и в настоящее время находятся на месте первоначального появления. На одном из этих камней была видная стопа (по преданию Богородицы), а на втором выдавлено изображение креста, возле которого есть небольшое углубление, в этом углублении, независимо от поры года, появляется вода. Эту воду используют приходящие сюда больные люди и по вере исцеляются.7
По статистическим данным 1879 год в состав прихода входили 9 следующих деревень: Солтановщина, Новоселки, Грибовщина, Раковичи, Лесуны, Юшевичи, Славково, Кудиновичи, Куковичи и Наруцы. Самая дальная из них была в 8-ми верстах от церкви. Прихожан насчитывалось: 1007 лиц мужского пола и 1051 – женского. За исключением 167 человек обоего пола – дворян, мещан и военных, все остальные 1891 человек были крестьяне собственники, преимущественным занятием которых было земледелие.
Церковь владела 2-мя волоками земли, которая была расположена между крестьянскими наделами в 6-ти отдельных полосах и состояла из 2-х отдельных усадеб.
Кладбищ, кроме приходского при Троицкой церкви, было еще 7 в деревнях прихода, из которых самая дальняя находилась в 7-ми верстах от Солтановщины. Часовен на них не было установлено.
При церкви было учреждено церковно-приходское попечительство, а для обучения детей грамоте в каждой деревне были частные школы, которые содержались за счет прихожан и находились под наблюдением священника. Но в педагогическом и материальном отношениях школы были в неудовритворительном состоянии. Грамотность в приходе составляла не более 3%.8
По штату на 1879 год причт состоял из настоятеля и псаломщика. Настоятелем в это время был священник Поликарп Строковский, окончивший курс Минской Духовной Семинарии, священствовавший с 1837 года.9
После священника Поликарпа Строковского в 1882 году настоятелем Солтановщинского прихода был назначен священник Николай Севчук.
По статистическим данным на 1887 год в приходских школах обучались: в церковно-приходской в Солтановщине – 24 мальчика, а в земских школах в деревнях Кудиновичи, Наруцевичи, Куковичи, Раковичи, Юшевичи – всего 70 мальчиков.10
Во время проведения политики ревиндикации на территории Западной Белоруссии в 20-30-х годах XX столетия, входившей в состав Польши, куда вошла и деревня Солтановщина, Свято-Троицкий храм, как бывший униатский, не был закрыт.
В 1929 году в Солтановщиненском приходе в деревне Юшевичи была построена деревянная в каменном фундаменте церковь. Она была построена на средства прихожан и освящена во имя Николая Чудотворца.11
С 1934 года по 1952 год настоятелем Свято-Троицкого храма был священник Алексий Шибковский.12
С 1939 года по 1941 год приписные церкви в деревнях Кудиновичи и Куковичи были закрыты.13 В Кудиновичах церковь была закрыта в связи с укреплением советско-польской границы, которая проходила тогда как раз за деревней. Советские войска построили по сторонам древнего кладбища, на котором находилась церковь, 2 бетонных ДОТа.14
С 1952 года по 1953 год Солтановщинский приход возглавлял священник Филипп Сидорчук.
С 1953 года по 1954 год на приходе служил священник Алексий Шибковский.15
Согласно Указу от 29 октября 1953 года архиепископа Минского и Белорусского Питирима церкви в деревнях Куковичи и Кудиновичи, Бобруйской области, приписные к Солтановщинскому приходу, Барановичской области, были приписаны к Копыльскому Спасо-Вознесенскому храму, Бобруйской области и благочиния. В 1954 году обе церкви, согласно Указу за № 1851 Высокопреосвященнейшего Питирима, обратно вошли в состав Солтановщинского прихода, так как указанные выше деревни по новому районировнию вошли в состав Минской области.16
С 27 мая 1955 года настоятелем Солтановщинского прихода был назначен священник Иоанн Версоцкий, который послужил здесь до 1956 года.
С 1956 года по 1957 год приход возглавлял священник Николай Дрозд.
С 1959 года по 1962 год настоятелем был игумен Николай (Самойлик).17 Отец Дмитрий был последним настоятелем до его закрытия.
В 1962 году Свято-Троицкая церковь была снята с регистрации и закрыта.18
Во второй половине 80-х годов Свято-Троицкий храм был открыт. Его настоятелями в то время были священник Алексий Зиновьев, а затем священник Георгий Комель.
С 1997 года настоятелем храма по сегодняшний день является священник Олег Абрамович.
Церковь – памятник архитектуры с использованием форм позднего классицизма.19
Основной источник: Историко-статистическое описание приходов Клецкого и Несвижского благочиний Минской епархии. Жировичи, 2000.
1АМЕУ. Дело церкви села Солтановщина.
2Записано автором в ходе церковно-исторической экспедиционной поездки.
3Описание церквей и приходов Минской епархии по официально затребованным от причтов требованиям. Выпуск III: Слуцкий уезд. Мн., 1879. С.236.
4Там же. С.236.
5Там же. С.236.
6Там же. С.238.
7Записано автором в ходе церковно-исторической экспедиционной поездки.
8Описание церквей и приходов Минской епархии по официально затребованным от причтов требованиям. Выпуск III: Слуцкий уезд. Мн., 1879. С.238-240.
9Там же. С.238-240.
10Памятная книжка Минской епархии. Мн., 1887. С.394-395.
11АМЕУ. Дело церкви села Солтановщина.
12НАРБ, ф.951, оп.1, д.7. Переписка с духовенством. Л.63.
13АМЕУ. Дело церкви села Солтановщина.
14Вейго М., прот.Храмы и приходы Слуцкого благочиния.// Преображения. Слуцк, 1997. №2. С.18.
15АМЕУ. Дело церкви села Солтановщина.
16Там же.
17НАРБ, ф.136, оп.1, д.2. Переписка с уполномоченными по делам религий по областям, с облисполкомами, райисполкомами и другими организациями по вопросам религий. Л.19.
18НАРБ, ф.136, оп.1, д.6. Докладные записки, справки Уполномоченного Совета по делам религий при СМ СССР по БССР, инспекторов, областных уполномоченных Совета по делам религий о состоянии религиозности в республике. Л.114.